Об DevOps и архитектуру

Об ведение базы знаний

Последнее обновление: 06 Jun 2025

При ведении базы знаний у тебя есть несколько сценариев работы с информацией (по сути, жизненный цикл объекта информации-знания):

  • Поиск внешний
  • Сбор и учет материала, фиксация ссылок, выгрузка контента
  • Осмысление материала, фиксация мыслей
  • Анализ взаимосвязей между темами
  • Корректировка и переработка материала
  • Поиск материала в своей БЗ
  • Обмен материалами с другими людьми / встраивание материалов в повседневную работу

Ключевое в ведении базы знаний — это то, чтобы эти сценарии происходили хоть как-то.

Ты лично должен их осуществлять — за тебя никакой инструмент не запишет твои мысли после прочтения статьи.
Но может помочь с этим (предоставив удобную локацию для записи и удобный интерфейс), или помешать (заставив тебя задумываться куда именно записывать).

Ну и инструменты обычно помогают только с какими-то небольшим набором сценариев. К примеру, OneNote хорошо помогает фиксировать ссылки ко встречам в аутлуке, выгружать с них контент (мой основной юзкейс для него), но не помогает со всем остальным.
А Obsidian/Logseq из коробки с этим никак не помогают и здесь у нас разрыв в деятельности (если кто-то может рассказать как быстро и просто из календаря в аутлуке попадать в страницу в obsidian, и из нее обратно в календарь — я буду очень благодарен).
Хорошие инструменты помогают с большим количеством сценариев — по сути удобны для всех этих сценариев кроме разве что поиска внешнего (и поиск это отдельная большая важная тема) и обмена материалами с другими.

Часто возникает и куча смежных задач для инструмента, типа работы с задачами, рисования и т.д. — это часто реализуется через плагины, здесь Obsidian на высоте. А с поиском внешним (в интернете, в корпоративном поиске или других системах) никак не помогают.

И вернусь к основной мысли — ключевое не в инструменте, а в подходах к работе, в обмене ими я вижу максимальную ценность

Я могу описать несколько принципов, которым стараюсь следовать:

  • Не держу миллион вкладок в броузере, ссылки сохраняю в БЗ и в двух словах пишу что это и зачем (например, «Сравнение инсталляторов Kubernetes https:///ссылка»)
  • Если прочитал статью и нашел ее интересной — выгружаю ее снимок в Zotero, т.к. через год-другой ее в интернете уже не найдешь. Кстати, можно попробовать вести таким образом библиотеку контента из интернета расшаренную на компанию. Плюс линкую в БЗ в виде отдельной страницы (происходит автоматом в виде плагина)
  • Если нужно письменно о чем-то порассуждать — делаю это в БЗ, и сразу проставляю ссылки на другие страницы, чтобы через полгода при поиске информации можно было найти свои старые мысли через обратные ссылки/backlinks. Конкретно в этом пункте в Obsidian будет некоторое ограничение, т.к. в нем (в отличие от Logseq) по-моему нет ленты/журнала в который я пишу мысли не задумываясь «в какое место их положить», и обратных ссылок в Obsidian тоже по-моему нормальных не было
  • Предыдущий пункт мне позволяет «автоматически» создавать страницы про концепты и делать связи между не связанными на первый взгляд темами. Пример в скрине ниже — я не писал ничего про Engineering, но в 5 страницах ссылался на термин, плюс Logseq мне нашел еще 117 страниц, где слово встречается в тексте
  • Если где-то написал что-то что захочу сохранить (например, этот пост) — копирую к себе в БЗ.
  • Ну и все вообще записи (кроме проектных) веду в Logseq — поэтому он останется приватным
  • Вся проектная активность — вокруг корпоративного стека MS Office (Outlook, OneNote) и проектных Gitlab/Wiki/и т.п.

Вот по сути вся моя методология ведения базы знаний. Поделитесь своей?

Пример статьи из базы знаний